Когда менять тормозную жидкость?
26.11.2021
Эксплуатация ни одного транспортного средства сегодня не обходится без тормозов. Среди легкового транспорта наиболее широко распространены тормозные системы с гидравлическим приводом, а связующим звеном между всеми элементами любой гидравлической тормозной системы (тормозными дисками, суппортами, колодками и главными цилиндрами) является тормозная жидкость. Именно на нее возложена важнейшая задача – обеспечение передачи усилия с главного тормозного цилиндра на рабочие, то есть незамедлительного отклика тормозной системы на сигнал водителя, нажавшего на педаль тормоза. Это обеспечивается за счет того, что тормозная жидкость практически не сжимается. Однако она имеет другие ограничения.
Тормозные жидкости по классам
В середине прошлого века в автомобилестроения наметился явный дисбаланс в динамических и тормозных возможностях автомобилей – мощность двигателей неуклонно наращивалась, а функционал старых тормозных систем оставался старым и не был в состоянии обеспечить эффективное торможение таких мощных машин. С внедрением дисковых тормозных систем появилась необходимость изменения и тормозных жидкостей. Старые (минеральные) тормозные жидкости были дешевы, но их низкая температура кипения приводила к тому, что при длительном торможении они закипали в гидроприводе, в них выделялись пузырьки пара, из-за чего нарушалась сжимаемость жидкости и педаль тормоза увеличивала свой ход (проваливалась). Это приводило к высокой аварийности автомобилей.
На смену минеральным тормозным жидкостям в автомобилях пришли синтетические, на гликолевой или силиконовой основе (по американской классификации DOT), имеющие высокую температуру кипения и позволяющие обеспечить безотказность тормозов. На сегодняшний день широко применяются три класса тормозных жидкостей:
- DOT 3, DOT 4 — наиболее распространенные тормозные жидкости на основе гликолевых эфиров
- DOT 5 — жидкость на силиконовой основе, отличающаяся очень низкой гигроскопичностью. Имеет ограниченное применение и не может смешиваться ни с одной жидкостью другого класса. Поскольку DOT 5 не поглощает воздух и воду (образовавшиеся пузырьки воздуха и капли воды остаются в гидравлической системе), ее нельзя использовать в транспортных средствах с ABS.
- DOT 5.1 — усовершенствованные жидкости DOT-4 с улучшенными характеристиками.
Почему необходимо менять томрозную жидкость?
Все тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 гигроскопичны, то есть поглощают влагу в процессе эксплуатации, однако в разной степени. Чем больше влаги набрала тормозная жидкость, тем сильнее снижается температура ее кипения и тем больше риск отказа тормозной системы. Это является основным фактором, почему тормозные жидкости приходят в негодность и требуют полной своевременной замены.
Наиболее гигроскопичной является жидкость DOT 3, за первый год эксплуатации она способна вобрать в себя воды более 2% своего объема. Температура ее кипения в сухом состоянии составляет 205°C. Она агрессивна к резиновым деталям и лакокрасочным покрытиям, имеет высокую вязкость 1500 сСт.
Жидкости класса DOT 4 (в том числе DOT 4+) имеют температуру кипения - 230 °C, менее гигроскопичны, чем DOT 3, умеренно агрессивны для резиновых деталей и красок, также имеют высокую вязкость, однако ниже, чем DOT 3. Жидкости класса DOT - 5.1 поглощают не более 2% влаги за первый год эксплуатации, имеют наивысшую температуру кипения в сухом виде - 260°C, безопасны для резиновых деталей, но агрессивны к краскам, имеют низкую вязкость - 900 сСт.
Интервалы замены тормозной жидкости
Срок службы жидкостей DOT 3 и DOT 4 составляет 1-2 года, а DOT 5.1 – около 2-х лет, однако не более 50 000 км пробега.
Из-за отличий в своих свойствах и цене, тормозные жидкости имеют различные области применения:
- DOT 3 — самая дешевая жидкость, применяемая в старых автомобилях с барабанными тормозными системами, эксплуатируемыми не слишком активно.
- DOT 4 — жидкость среднего ценового диапазона, наиболее универсальная и применяется в дисковых тормозных системах автомобилей практически всех возрастов. Хорошо себя зарекомендовала в высокоизношенных тормозных системах благодаря высокой вязкости, что снижает степень утечек.
- DOT 5.1 — жидкость высокого ценового диапазона, предъявляющая наибольшие требования к эксплуатации. Из-за низкой вязкости не рекомендуется к использованию в изношенных тормозных системах. Наиболее применима в мощных автомобилях последнего поколения обеспечивая максимальную скорость срабатывания тормозной системы.
Одни из самых известных производителей тормозных жидкостей, представленных на украинском рынке:
Надежной заменой станут тормозные жидкости Ferodo, тормозные жидкости Bosch и немецкого производителя Liqui Moly. При выборе тормозной жидкости, обратите внимание на рекомендации производителя вашего автомобиля, условия эксплуатации авто, пробег и состояние тормозной системы. Несмотря на постоянное совершенствование гидравлических жидкостей, тормозную жидкость любого производителя следует менять (не доливать, а именно менять полностью) согласно рекомендациям производителей. Не пренебрегайте этим правилом и вы обеспечите безопасность себе и другим участникам дорожного движения.