График работы колл-центра:

Пн-пт: 09:00-18:00
Сб: 09.00-15.00
Вс: выходной

Написать
эксперту

Барабанные тормоза против дисковых

04.12.2020
Сейчас мы затронем тему, которая стала для многих автовладельцев предметом жарких споров и дебатов. К сожалению, непонимание процессов различных типов тормозных механизмов приводят к выяснению отношений, после которых вопросов остаётся больше чем ответов.

Естественно, чтобы расставить все точки над «ё», необходимы сложные исследования и технические мощности. Подобным образом думают многие. Но на сам деле всё проще. Разбор следует начать с самых основ. Последовательный и методичный разбор поможет разложить все по полочкам.



Два разных типа

Барабанные и дисковые тормоза отличаются не только процессом прижима колодок к барабану или диску, а самим типом. Именно от него зависят особенности при эксплуатации и обслуживании.

Основная принципиальная разница – это открытый или закрытый тип тормозов.

Барабанная система торможения – закрытый тип. Естественно, что это не герметичная система, просто весь механизм крепиться к тормозному щиту на оси и накрывается тормозным барабаном. Отсутствие прямого контакта между внешней средой и внутренностями тормозной системы даёт особенные преимущества и недостатки.

Дисковая тормозная система по сути вывернута наружу. Все элементы постоянно контактируют с агрессивной средой и воздухом. Подобный конструктив обладает рядом своих достоинств и недостатков.

По сути нужно понимать, что нет идеальных тормозов. Идеальность помимо всего прочего, также подразумевает отсутствие аналогов и всеобщее признание. В системах торможения и типах механизмов всё не так.

Разбор начнём с всеми любимых дисковых тормозов. Этот тип наиболее распространён среди легковых автомобилей и легкогрузового транспорта. Он обладает своими достоинствами и недостатками.



Из явных плюсов это:
  • Скорость охлаждения. Относится к вентилируемым дискам. Именно технические решения позволяют им продуваться воздухом и быстрее выходить в оптимальный температурный режим.
  • Удобство при обслуживании. Так как всё на виду, произвести проверку работоспособности колодок и диска можно в течение нескольких минут внимательного осмотра.
  • Повышенная точность работы и обратная связь. Водитель лучше понимает, что происходит с тормозами, колёсами и пр. Продукты износа легко убираются с поверхности колодок и диска. Это особенно видно, если сравнивать передние тормозные диски и барабанные задние.
  • Разнообразие моделей и типов. К примеру, можно выбрать двусоставные тормозные диски. Они легче остальных, так как второй компонент обладает более лёгким весом. Неподрессоренная масса снижается, улучшая комфорт.
Минусы:
  • Открытость внешней среде, наполненной влагой, абразивами, реагентами и пр. Появляется скрип, неравномерность износа из-за коррозии.
  • Боязнь резких перепадов температур. Этот процесс происходит, когда после сильного оттормаживания колёса автомобиля попадают в лужу. Такое можно наблюдать в осенне-весенний период. Появляются трещины, что грозит аварией.
  • Ускоренный износ колодок. Если сравнивать с барабанными.
  • Возможная деформация при перегреве. Диск начинает вращаться «восьмёркой».
  • Ограничения по размеру. «Блины» могут меняться только по диаметру и ограничены размером колёсного диска.
  • Наличие подвижных элементов с высокой степенью точности подгонки в размер. Поршень и направляющие находятся в агрессивной среде и могут корродировать, подклинивать во время работы, что приводит неравномерному износу диска и колодок.
  • Задние тормозные диски быстро выходят из строя. Да, отсутствие нормального охлаждения (в сегменте обычного автомобильного транспорта) и постоянное попадание грязи и воды от передних колёс приводит к ускоренному износу.
Детальнее о признаках износа тормозных дисков в нашей статье “Когда пора менять тормозные диски?



Теперь перейдём к барабанным тормозам



Плюсы:
  • Закрытый корпус. В процессе эксплуатации грязи, влаге и реагентам сложнее попасть на пару трения колодка/барабан.
  • Безразличие к перепадам температур. Если раскалённый барабан резко охладить – деформации или трещин не возникнет.
  • Колодки имеют увеличенный ресурс и надёжность. Большое пятно трения уменьшает силу нажатия, что помогает колодкам дольше функционировать.
  • Возможность улучшения торможения за счёт увеличения ширины и диаметра барабана. Причём ширина окажет большее влияние. Широкие барабаны небольшого диаметра можно встретить на автобусах и грузовиках.


Минусы:
  • Плохо остывают. Отсутствие развития в технологичности барабана и наличия направленного потока воздуха на заднюю ось – осложняют процесс охлаждения. Корпус расширяется и плотность прилегания колодок ослабевает.
  • Закрытый корпус. Да, это и недостаток одновременно. В процессе торможения продукты износа не могут удалиться. Создаётся пыль, мешающая процессу торможения и плотности прилегания барабанной колодки.
  • Сложности в обслуживании. Естественно, что разборка закрытой детали более трудоёмкий процесс. Помимо всего прочего, ограничено место работы тормозным щитом. В обслуживании дисковых тормозов, вас ограничивает только арка колеса.
  • Сложность в реализации улучшения торможения. Проблематично поставить барабан большего диаметра или ширины.
  • Худшая информативность. Этот параметр заметен в сравнении с дисковыми при равных условиях, чего нет на сегодня.
  • Прилипание колодок в минусовую температуру в режиме парковки. Чаще всего такое происходит, когда во внутрь попала вода. Удалить её оттуда просто. Нужно сделать несколько продолжительных торможений для разогрева барабана.


Вот мы и прошлись по основным особенностям и свойствам каждого типа. Похожие сравнения вы сможете увидеть во многих статьях и видео блогеров, которые решили пропиариться на теме. Нормального рассуждения или объяснения чаще всего нет. Всё сводиться к одному: барабаны – это плохо, диски – хорошо.

Но ведь если взглянуть на эту тему шире, то тогда многие вопросы отпадут сами собой. Если дисковые тормоза настолько круты, как о них говорят «диванные» специалисты, тогда почему до сих пор барабаны занимают своё место под Солнцем?

Мы думаем так: есть момент уместности применения той или иной технологии. Если взять коммерческий транспорт (грузоперевозки, автобусы по перевозке пассажиров и пр.), то мы увидим, что там до сих пор используют именно барабаны. Почему? Им не нужна отзывчивость или информативность? Им нет нужды в лучшем охлаждении? Попробуйте притормаживать с длинного спуска 60 тонный грузовик на скорости 80 км/ч. Как ваши тормоза нагреются? Что тогда произойдёт с дисковыми? Как долго они прослужат в таких условиях?

Коммерческий транспорт в этом случае яркий пример применения именно тех технологий и систем, которые должны работать долго и без проблем. Там автомобили проезжают миллионы километров и поломки не должны менять график транспортировки. Так как каждая остановка на ремонт – это потерянные деньги.

Теперь посмотри на конструкцию. Все говорят, что барабанные тормоза греются и потом плохо реагируют на педаль тормоза. Но если подумать, то с момента их изобретения прошёл не один десяток лет, а знаменательных моментов в конструкции практически не было, если не говорить о способе сохранения одинакового расстояния между барабанными тормозными колодками и самим корпусом.

А кто-нибудь задумывался о том, как бы выглядели барабаны, установленные на переднюю ось автомобиля в 21 веке. Как бы выглядела рубашка охлаждения? Какой внешний вид имели бы барабанные тормозные колодки? Как бы тогда они останавливали автомобиль? Однако такого мы не видим. Но при этом они всё равно устанавливаются на современные автомобили.

Вы видели тесты, проводимые любителями? Вы понимаете их несостоятельность и насколько они некорректны? Как можно сравнивать два типа систем, не имея равных условий? Ведь при сравнении учитываются только задние тормоза. Если нет возможности сравнить всё точно, то зачем критиковать ту или иную технологию? Нет смысла проводить подобного рода тесты.

Кто-то начнёт приводить в качестве защиты дисковых тормозов авиацию. Но тут тоже не всё так просто. Во-первых, привычные «блины» устанавливаются на мелкие самолёты. Во-вторых, крупные пассажирские самолёты используют многодисковые тормоза, закрытого типа. Внешне напоминают барабанные с дисками внутри.

И при всём этом авиация по большей части тормозит именно крыльями и «оперением», а колёсные тормоза больше нужны для парковки и маневрирования на малых скоростях.

В этой статье мы не ставили цель сказать, что барабанные тормоза лучше дисковых. Ни в коем случае! Мы просто защищаем такую систему от несправедливого принижения. Ведь если на автомобили 2020-2021 года барабаны будут устанавливаться вместе с дисковыми, то значит, что они выполняют возложенные на них обязанности на 100%.

Выводы

Делать категоричное заявление, что барабанные тормоза однозначно хуже дисковых – очень поверхностное умозаключение. Здесь нельзя делить на белое и чёрное, так как эксплуатация этих двух систем находиться в широкой серой зоне.

Наличие барабанной системы торможения на современном авто говорит о её уместности и необходимости. Пока нет полноценных честных условий для теста нет нужды в выявлении худшей системы тормозов.
© 2010-2020 Autoprotect.ua - Автозапчасти, Автомагазин и СТО |
В вашей корзине
Корзина пустая